1. Прочитайте текст. Перепишите, вставляя пропущенные орфограммы и раскрывая скобки.
(Не)обыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он бе..пределен и может, живой как жизнь, обогащат..ся ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка (церковно)библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бе..численных2 своих наречий, ра..ыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи во..ходить до высоты, (не)доступной никакому другому языку, и опускат..ся до простоты, ощутительной осязанью (не)понятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н.В. Гоголь)
2. Выполните задания.
Из 2-го предложения выпишите:
а) 3 слова, не имеющие окончания;
б) 3 слова с нулевым окончанием;
в) 3 слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы, выделите морфемы и укажите способ образования.
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Часть 2.
Задание 1.
Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные. Запишите слова.
Сла..кий, опас..ный, аген..ство, ни..ший, гиган..ский, моло..ба, изморо..ь (мелкий дождь), изморо..ь (иней), рас..читывать, уча..ствовать, инци..дент, лес..ница, рове..ник, че..ствовать, чу..ствовать, ненас..ный, искус..ный, ше..ствовать над школой.
Задание 2.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в первую — с двойной согласной, во вторую — с одиночной. Какие слова не сохранили двойной согласной производящей основы?
Пятиба...ный, кора...овый (остров), криста...ная честность, оде...кий бульвар, фи...ский, иди...ический, писатель-нове...ист, сава...ая растительность, опере...ка, гру...ка, пятито...ка.
Задание 3.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова.
Без..дейность, вз..мать дез..нформация, небез..звестный, пост..мпрессионистский, вз..скать, пред..дущий, сверх..зысканный, спорт..гра, с..здавна, с..змала, фин..нспектор, без..нициативный, об..гранный, дез..нфекция, спорт..нвентарь, р..ссказни, р..ссказывать, р..зыскать, р..зыск, пр..язык, пр..мочить, пр..одолеть, пр..жать, пр..умножить, пр..зирать (сирот), пр..зирать (врага), пр..оритет, пр..вратности судьбы, бе..дарный, бе..словесный, о..дать, о..ступать, по..вести.
Задание 4.
Вставьте, где необходимо, Ъ или Ь. Запишите слова.
В..юга, бул..он, несколько туч.., колосистая рож.., замуж.., камен..щик, навзнич.., пред..юбилейный, трех..язычный, с..экономить.